Образовательная робототехника в современном медиатизированном обществе занимает определенное и очень важное место. С одной стороны, развитие отечественной образовательной робототехники ориентировано на реализацию потребностей современного информационного общества, с другой стороны, национальная технологическая инициатива, направленная на глобальные изменения в обществе, связанные с привлечением внимания молодого поколения к развитию инженерных специальностей, способствует развитию образовательной робототехники.
В условиях реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов обозначенные направления задают векторы развития образовательной робототехники.
Проведенный по теме инновационного проекта анализ состояния исследований и разработок в отечественной педагогической науке позволил определить следующие тенденции в формировании мотивирующей интерактивной образовательной среды:
- Использование в качестве методологической основы образовательной деятельности системно-деятельностного подхода (А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова и др.);
- Использование в целях формирования мотивирующей интерактивной образовательной среды концепции техносферы ОО (А.Г. Асмолов, И.И. Калина, П.Д. Рабинович);
- Использование в образовательной деятельности принципов конвергентного естественно-научного образования (М.В. Ковальчук);
- Использование в педагогической практике передового отечественного опыта создания интерактивной мотивирующей образовательной среды в условиях технопарка («Экспериментаниум», «ИнноПарк», «Парк развития», «Марс-Тефо», «Технорама на Юго-Востоке» и др.).
Проблема формирования интерактивной образовательной среды с использованием ИКТ-средств и робототехники является предметом обсуждения международных и всероссийских научно-практических конференций.
В современных исследованиях, посвященных вопросу формирования в ОО интерактивной образовательной среды, подчеркивается, что:
• формирование у обучающихся технологической компетентности является одним из актуальных современных трендов отечественного образования, способствующим формированию инновационной экономики России;
• одной из особенностей формирования у обучающихся технологической компетентности в условиях интерактивной образовательной среды является возможность реализации государственно-частного партнерства при создании образовательных технопарков в ОО, а также привлечение внебюджетных средств за счет выполнения такими технопарками реальных заказов;
• образовательная робототехника может выступить в качестве интегратора урочной и внеурочной деятельности обучающихся, на основе которой можно изучать современные технологии, развивать интерес к естественным наукам и математике и мотивировать обучающихся к выбору профессии в области науки и техники;
• изучение основ робототехники должно стать компонентом образовательной программы предметной области «Технология» и предоставлять возможность обучающимся углубленного изучения робототехники в качестве учебного предмета (курса) по выбору;
• изучение робототехники в ОО целесообразно организовывать в тесной связи с естественнонаучными дисциплинами, технологией, информатикой и математикой.
Разработка предлагаемого проекта проводилась в контексте указанных трендов с акцентом на возможности школьного образовательного технопарка и его функциональных модулей для формирования у обучающихся технологической компетентности через индивидуальные образовательные траектории в школьном технопарке (в мотивирующей интерактивной образовательной среде), направленные на научный и промышленный секторы экономики Ямало-Ненецкого автономного округа. |